Шахматная партия и ее цель. Шахматную партию ведут две стороны – «противники». Для каждой стороны конечная цель заключается в победе, что означает неминуемую гибель короля противника. Если же эта цель оказывается недостижимой, то борьба заканчивается вничью.

Материал и средства.

Материалом в партии служат шахматная доска и фигуры, а средством – движение фигур (осуществление ходов).

Шахматная Доска.

Шахматная доска представляет собой квадрат, составленный из 64 попеременно расположенных светлых и темных ячеек. Светлые клетки называют белыми полями, темные – черными. Доска располагается так, чтобы справа от игрока угловое белое поле. Прямая-и ми ряда полей, что 4 идут от одного противника к другому, называются вертикалями. Прямые ряды полей, расположенные под прямым углом к ​​вертикалей, называются горизонталями. Поля одинакового цвета, которые сталкиваются друг с другом углами и расположены по прямой, называются диагоналями.

Шахматные Фигуры.

Один противник перед началом игры имеет 16 белых, а второй – 16 черных фигур. У каждого: один король, один ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек. Фигуры в начале партии располагают в таком порядке, как показано на диаграмме.

Определение хода.

В процессе игры противники делают поочередно по одному ходу. Ход белых вместе со следующим ходом ответным черных считается в партии за один ход. Начинает партию противник, имеющий белые фигуры. Ходом считается:

а) передвижение фигуры с одного поля на другое, свободное от фигуры
б) взятие фигуры противника
в) превращение пешки
г) рокировка.

Ходы фигур.

Шахматные фигуры ходят так: король – в любом направлении на одно соседнее поле, которое не находится под ударом фигур противника; ферзь – тоже в любом направлении по вертикали, по горизонтали или по диагонали, но на любое расстояние; тура – по вертикали или по горизонтали на любое поле; конь – на одно поле по вертикали или горизонтали, а затем, удаляясь от первоначального поля на ближайшую клетку по диагонали; пешка – вперед по вертикали на одно поле и только из исходного местоположения может пойти сразу на два поля. За исключением коня, ни одна фигура не может переходить через поле, занятое какой-либо другой фигурой.

Взятие фигур.

Фигура, совершает ход, может взять фигуру противника и стать на его место, если фигура. Противника находится на пути движения фигуры, ходит. В отличие от других фигур, пешка берет фигуры противника не на пути своего движения, а только по диагонали вперед на одно поле.

Взятие «на проходе».

Если пешка идет сразу на два поля (с первоначального места) и при этом оказывается рядом по горизонтали с пешкой противника, то противник своим ходом ответным может принять его таким образом, что он пошел на одно поле. Такое заключение называется взятием «на проходе». Оно допускается только непосредственно по ходу пешку на два поля.

Превращение пешки.

Любой пешка, достигший последней горизонтали (8-й для белых, 1-й для черных) тем же путем должен быть заменен ферзем, ладьей, слоном или конем того же цвета (по выбору игрока, что делает ход), независимо от того, что на доске есть такие фигуры. Такая замена называется преобразованием пешки. Таким образом, за счет преобразования пешек у каждой из сторон может быть одновременно до восьми новых фигур (ферзей, тур, слонов, лошадей).

Рокировка.

Один раз в течение партии король и одна из тур того же цвета имеют право сделать общий ход, который считается один ход и называется рокировкой. Рокировка осуществляется так: короля переставляют на два поля по направлению к туры, после чего тура переходит через короля и становится на соседнее с ним поле. Рокировка в сторону ферзевый фланга называется длинной, а в сторону королевского – короткой. Осуществление рокировки невозможно, если: а) король и ладья уже ходили в партии б) король находится под атакой (шахом) король в результате рокировки попадает под шах г) поле, через которое должен пройти король, атаковано фигурой противника д) если между королем и ладьей, в сторону которой переставляется король, есть другие фигуры.

Шах и защита от него.

Нападение любой фигуры короля противника называется шахом королю. Тот из противников, королю которого объявлен шах (дано шах), обязан при своем ходе и ответы защитить атакованного короля одним из трех способов: а) уходом своего короля на поле, которое не находится под нападением фигуры противника, б) путем взятия фигуры противника, который угрожает королю в) путем закрытия, то есть перемещение какой-либо своей фигуры на одно из полей, что находится между королем и фигурой, его атакует. Последний способ защиты (закрытие) нельзя осуществить при шахе, объявленном конем.

Выигрыш партии.

Шах, от которого нет защиты, называется матом королю. Мат означает достижение цели борьбы, и партия заканчивается выигрышем стороны, объявившей мат. Партию считают также выигранным одним из партнеров, если противник признал себя побежденным (сдался).

Ничья.

Партия считается законченной вничью, если:

а) у одного из противников остался только король, а у второго – или один король, или король с легкой фигурой, т.е. лошадью или слоном;

б) у обоих противников осталось только по королю со слоном, причем слоны одноцветные;

в) создалось положение пата, в котором король противника, за которым очередь хода, не находится под шахом, но в то же время не имеет никакого хода, причем остальные фигур его лагеря также не имеют никаких ходов;

г) один из противников предлагает ничью, а второй принимает это предложение;

д) один из противников, обнаружив, что за последние 50 ходов (не менее) на доске не было принято ни одной фигуры и ни пешка не сделал хода, требует прекращения партии, однако если при проверке будет доказано, что при исходном (начальном) положении ( с момента отчисления ходов) выигрыш возможен, но более чем в 50 ходов, то требование о прекращении партии может быть предъявлено после следующих 50 ходов;

е) в партии трижды и больше возникает одна и та же позиция, причем очередь хода каждый раз будет по одним и тем же противником. Необязательно, чтобы трехразовое возникновения позиции наступало одно за другим: ничья засчитывается и в том случае, если позиция возникает трижды в разные моменты партии.