Аштар-шашки

Шашки “Аштарашки” (от названия города Аштарак, в котором я, автор этой игры, проживаю).
1. Необходимые для игры принадлежности.
1.1. Игра проводится на обычной 64-клеточной шахматной доске.
1.2. Для игры необходимы с каждой стороны по 12 (белых и черных) игровых камней (ИК).
1.3. Имеются 3 группы камней (N1, N2 и N3) по 4 штуке в каждой группе. Номера (1, 2 и 3) обозначаются с обеих сторон шашек (сверху и снизу).
1.4. Для игры необходимы также кружочки из картона или бумаги, с размером, позволяющим вкладывать их в выем перевернутой шашки, чтобы при необходимости закрыть номер шашки.
2. Исходное построение.
2.1. Белые шашки выстраиваются на следующих полях доски:
ИК 1 – c1, e1, b2, h2; ИК 2 – d2, f2, a3, g3; ИК 3 – a1, g1, c3, e3.
2.2. Черные шашки располагаются на следующих полях:
ИК 1 – d8, f8, a7, g7; ИК 2 – c7, e7, b6, h6; ИК 3 – d6, f6, b8, h8.

3. Ходы и взятие (выигрыш) игровых камней соперника.
3.1. ИК ходят как в шашках по черным клеткам доски.
3.2. Камни, главным образом, ходят вперед. В некоторых случаях имеется возможность ходов назад, но при особых условиях.
3.3. ИК бьют подобно пешкам в шахматах наискосок, с той разницей, что выигрывать можно как вперед, так и назад. Кроме того, можно бить как одну шашку, так и более, если выигрываемые камни расположены рядом на соответственно расположенных клетках. (Пример в п. 7.1.).
3.4. Шашки, находящиеся под боем, бить обязательно.
3.5. ИК N3 бьют камни N2, шашки N2 выигрывают шашки N1, а камни N1 бьют шашки N3. Таким образом, каждый камень может бить один и быть битым другим камнем. Коротко и наглядно это выглядит так. 3 : 2 : 1 : 3, т. е. тройка бьет двойку, двойка бьет единицу и единица бьет тройку.
3.6. Правила выигрышей, связанные с шашками, сделавшими ход назад, следующие.
3.6.1. Камни, ни разу не сделавшие хода назад, называются полноправными и обозначаются буквой M (M1, M2 и M3). На них распространяются все правила, описанные выше.
3.6.2. Камень, сделавший 1 ход назад (отступивший 1 раз), обозначается буквой V (V1, V2 и V3). Он лишается права бить камень соперника. Для того, чтобы отличать его от полноправных камней, его переворачивают (подобно дамке в традиционных шашках).
3.6.3. Камень, сделавший 2 раза по ходу назад (дважды отступивший), обозначается буквой W. Для отличия его от других шашек, на него ( до этого уже 1 раз перевернутого) накладывается кружочек бумаги или картона, чтобы закрыть номер.
3.6.4. Камень, сделавший третий ход назад (трижды отступивший), считается ликвидировавшимся (выигранным) и снимается с доски. Ликвидация может быть как добровольной (самоликвидация), так и вынужденной (когда это вынуждает сделать соперник). Обозначается буквой X. Возможны ситуации в ходе игры, когда самоликвидация может быть целесообразным и даже сильным ходом. (Пример в п.7.3.).
3.7. Шашки, достигшие последней (финишной) горизонтали, выбывают из активной игры: они не могут бить и не могут быть биты. Это правило распространяется и на случаи, когда шашка проходит на последнюю горизонталь, выиграв камень соперника и имея возможность одновременно выиграть рядом стоящий камень. Бить в подобных случаях очередной стоящий под ударом камень нельзя. Потому что, пройдя на финишную горизонталь, камень считается выбывшим из активной игры.
3.8. Выбор именно букв M, V, W и X для обозначения камней объясняется их удобством для запоминания.
M – полноправный камень в игре и стоит “на ногах” (ножки буквы M также направлены вниз).
V – перевернутый камень (соответственно перевернута и буква V – ножки буквы направлены вверх).
W – дважды отступивший, перевернутый камень. Очертания буквы W похожи на две перевернутые буквы V.
X– самоликвидация, исчезновение с доски. Буква, напоминающая крест, конец.
4. Выигрыш в партии.
4.1. Выигравшим признается игрок, который либо:
4.1.1. первым проведет 4 своих камня на 4 клетки последней горизонтали (по одному на каждую клетку). Не имеет значения какие это будут камни: M, V или W;
4.1.2. заблокирует ИК соперника таким образом, чтобы у них не было возможности сделать очередной ход. (Пример в п. 7.2.);
4.1.3. выиграет все шашки соперника.
4.2. В первых двух случаях (4.1.1. и 4.1.2.) победа считается простой. Победителю присуждается 1 очко.
4.3. В случае 4.1.3. – выигрыш всех ИК соперника (независимо от того, сколько ИК осталось у победителя) – победа признается полной, или двойной. За такую победу присуждается двойное количество очков, т.е. 2 очка. Это своего рода «марс» в нардах. Этот пункт правил о двойной победе вносит дополнительную интригу как в ход матча, так и в ее результат.
4.4. Если нет возможности занять все 4 финишные клетки, в случае, когда у одного либо обоих игроков осталось меньше 4-х камней, победитель определяется следующим образом.
4.4.1. Если у игроков осталось равное число шашек меньше 4 –х, выигравшим считается тот, кто первым провел все свои камни на финишную горизонталь, либо заблокировал шашки (шашку) соперника, лишив ее возможности сделать очередной ход. Как видно, это пункт правил почти не отличается от вышеописанных основных правил.
4.4.2. Если же у одного из соперников осталось больше шашек на конец игры и они не заблокированы (это правило действует только в случаях, когда у соперника меньше 4-х шашек), то независимо от того, кто провел все шашки на финишную горизонталь, а кто – нет, победителем признается тот, у кого осталось больше шашек, иными словами, кто выиграл более камней соперника. (Пример в п.7.3.). Как видим, в этом случае есть отличия от вышеописанных основных правил.
4.5. Ничейные результаты партий исключаются и невозможны ни при каких условиях.
4.6. За простую победу начисляется 1 очко, за полную (двойную) победу – 2 очка, за проигрыш – 0 очков.
5. Счет по баллам.

5.1. Счет по баллам не имеет решающего значения. Он играет второстепенную роль после счета по очкам и похож на разность забитых и пропущенных мячей в футболе. Баллы могут учитываться в основном для определения победителя при равном количестве очков в турнире.
5.2. Баллы начисляются за каждый камень, проведенный на последнюю горизонталь. Каждый дошедший до финишной горизонтали полноправный камень M приносит 3 балла, отступивший V–2 балла и дважды отступивший W – 1 балл.
5.3. Возможны случаи, когда игрок одерживает победу в партии с отрицательным результатом по баллам. Например, в случаях с победой путем заблокирования шашек соперника. Или, например, при победе, когда у проигравшего осталось меньше 4-х камней (к примеру, 2) и он их оба провел на финишную горизонталь, а у выигравшего осталось 4 камня и, к примеру, только 1 дошел до финиша.
5.4. Счет по баллам определяется по количеству прошедших на последнюю горизонталь камней на момент завершения (либо досрочного прекращения) игры.
6. Запись ходов.
6.1. Запись ходов в аштарашках имеет некоторое сходство с записями в шахматах.
Пример: M1a3-b4, где M1 – игровой камень,
a3 – b4 – перемещение шашки M1 с поля a3 на b4.
То же самое можно записать коротко: M1b4 – т.е. перемещение M1 на поле b4.
6.2. Выигрыш камней соперника записывается следующим образом:
M2c5:b6 – шашка M2, расположенная на поле c5 бьет игровой камень на поле b6.
Коротко то же самое: M2:b6.
6.3. Выигрыши более одного камня записываются так: M2:b6,c7,b8.
6.4. Полноправные шашки M1, M2 и M3, сделавшие 1 ход назад, обозначаются соответственно V1, V2 и V3. Пример: M1c5 – b4V. Коротко: M1b4V.
6.5. Отступившие шашки V1, V2 и V3, сделав во второй раз ход назад, обозначаются буквой W.
Пример: V1b4 – a3W. Коротко: V1a3W. Дважды отступившие камни W могут быть биты любым полноправным камнем M (M1, M2 и M3).
6.6. Дважды отступившие шашки W, сделав в третий раз ход назад, считаются выигранными и снимаются с игровой доски. Пример: Wa3 – b2X. Коротко: Wb2X.
6.7. Запись позиции (например, этюда), в которой необходимо указать, что на доске имеется более одного, к примеру три, камня M1 на полях c1, e1 и a5, осуществляется следующим образом. Сначала пишется M1, затем знак “ – “ (тире) и далее c1,e1, a5. Пример: M1 – c1, e1, a5.
7. Поясняющие примеры.
7.1. Пример к пункту правил 3.3. Белый камень М3 расположен на поле d4, черные камни М2 – на полях c5, b6 и a5. Белый камень М2 может выиграть одновременно три камня М2 черных. Запись одновременного выигрыша трех камней выглядит так: М3:c5,b6,a5.
7.2. Пример к п.4.1.2. Рассмотрим следующую позицию.
Белые: M1 – c1, a3; M2a5, M3f6.
Черные: M1g1, M2c5, M3 – e1, h8. Ход черных.
В данной позиции у черных отличные шансы на выигрыш. Они уже провели 2 камня на финиш и без проблем могут довести игру до выигрыша. Достаточно сыграть 1… M3g7. Однако, на неосторожный ход черных 1… M2b4 черные попадают в ловушку и проигрывают. Следует ответ белых 2. M3g7 M2:a3. Это вынужденный ответ черных, т.к. бить обязательно.
3.M2b4V M2b2
4.V2c5 M2:c1 Черный М2 вынужденно бьет камень белых на с1 и, достигнув финишной горизонтали, выбывает из активной игры. Далее на любой ход белых V2, например, 5.V2b6 черные не имеют хода, т.к. их единственный оставшийся в активной игре камень М3 на h8 заблокирован и не имеет хода. Таким образом, черные в результате одного неосторожного хода проиграли партию.
7.3. Пример к п. 3.6.4. Позиция следующая:
Белые: M1h8, M2 – d8, f8, Wb4
Черные: M1a1, M2e1, M3f2
Белые имеют 4 камня, на 1 камень больше, и уже 3 провели на финиш. У черных 3 камня, из них 2 уже дошли до финиша, а 1 в шаге от этого. Ход белых. В этой ситуации самое верное сделать ход назад камнем W и самоликвидироваться. В этом случае счет по баллам будет 9:6 в пользу белых. Если же W белых сыграет вперед (т.е. не самоликвидируется), черные следующим ходом сыграют M3g1 и хоть также проиграют партию по очкам, но счет по баллам в этом случае будет 9:9.
8. Этюды.
8.1. Белые: M1c5, M2 – b4, d8; M3 –b8, g3, h8
Черные: M1 –b2, e1, h4; M2c1, M3g1. Белые начинают и выигрывают.

8.2. Белые: M1 – c1, f6; M2c7; M3h6.
Черные: M1 – a1, g1; M2 – e1, f8; M3 – a7, h8.
Белые начинают и выигрывают.

8.3. Белые: M1 –b6, f2; M2d6, V1g7.
Черные: M1d8, M3 – b8, h8.
Белые начинают и одерживают полную победу.

8.4. Белые: V2c1, M2 –d6, g1.
Черные: M1 – a1, e1; M2 – d2, f2.
Белые начинают и выигрывают.

8.5. Белые: M1 – b8, c3, d4, h2; M2f8, M3 – d8, f2.
Черные: M1 – a1, c1, c5; M2 – e1, f4, h6; M3h8.
Ход белых. Определить чей выигрыш?

Опубликовано: Январь 6, 2013